Главная » Страны Африки » Алжир » Плато Тассилин-Адджер

Плато Тассилин-Адджер

Плато Тассилин-Адджер – память о цветущей Сахаре

Статья о национальном парке Тассилин-Адджер в Алжире и его уникальных наскальных изображениях, отображающих изменение климата в этой местности на протяжении последних 11 тысяч лет.

На юго-востоке государства Алжир, в сердце Сахары расположено плато Тассилин-Адджер. В переводе с языка кочевого народа туарегов название этой пустынной местности означает, как ни странно, «плато рек». Возможно, что предки туарегов пришли сюда, когда Сахара еще не была пустыней, или же слышали об этих временах от давно исчезнувших с лица Земли племен. terme-spa.ru

Плато

Здесь, на плато, были найдены непреложные доказательства изменения климата - тысячи наскальных рисунков, изображающих несвойственных в наше время для этой местности животных. Относительно недавно и в то же время очень давно – 10 тысяч лет назад – здесь были полноводные реки, обильные рыбой, густые леса, служившие убежищем для множества птиц и животных.

В наше время благодаря песчанику, удерживающему влагу, Тассилин-Адджер остается оазисом среди безжизненной пустыни, но его теперешнее состояние – бледная тень прежнего изобилия. Здесь произрастает 250 видов растений, в озерах живут всего четыре вида рыб. Животный мир представлен муфлонами (родственники домашних овец), газелями и дикими кошками. На территории плато создан национальный парк площадью 72 тысячи квадратных километров, дабы сохранить уникальную биосистему этого места.

За много лет животные и растения приспособились к суровым условиям жизни в пустыне. Здесь произрастают сахарские кипарисы, которых во всем мире насчитывается только 233 экземпляра. Эти уникальные хвойные растения выживают там, где не могут жить другие деревья. На сухих песчаных почвах, на высоте от 1000 до 1800 метров над уровнем моря, где выпадает всего лишь 30 мм осадков в год, а температура летом поднимается до 30 градусов, а зимой падает до -7, растут эти величественные деревья. Они достигают высоты 20 метров при обхвате ствола в 3 метра.

Неповторимый облик плато придают каменные скульптуры, высеченные ветром из податливого песчаника. На территории национального парка находятся около 300 естественных каменных арок, множество пещер и скал причудливой формы. Одна из широко известных скал напоминает человека с поднятыми руками, держащего большой камень.

Главная достопримечательность плато

Но главная достопримечательность плато – найденные в 1909 году наскальные рисунки, которых здесь более 15 тысяч. Тассилин-Адджер считается лучшим в мире музеем доисторического искусства под открытым небом. Скалы представляют собой настоящую книгу, на страницах которой зафиксированы изменения климата, животного мира и образа жизни людей на краю Сахары с 10 тысячелетия до нашей эры до первых веков нашей эры.

Время нанесения рисунков вызывает много споров между учеными, поэтому не существует единой принятой датировки. Относительный возраст рисунков определяется по их стилю и взаимному расположению, что, конечно, дает большой простор догадкам. Абсолютный возраст определить также сложно, поскольку найденные в пещерах каменные инструменты, керамика, уголь в очаге могли быть оставлены как при создании рисунков, так и задолго до или после их появления. Но все археологи отмечают несколько основных периодов в истории этих мест.

Самые ранние рисунки были созданы 11 000 лет назад. На большей части Сахары в это время были комфортные условия для жизни человека. В лесах росли дубы, олеандры, мирты, цитрусовые и оливковые деревья. На травянистых равнинах паслись стада жирафов, слонов и различных антилоп. В озерах водились рыбы и крокодилы, на влажных берегах рек жили бегемоты.

Изобилие этих мест привлекало первобытных охотников, которые оставили в долинах на берегах рек искусно обработанные каменные и костяные орудия и расписную керамику. Самые ранние образцы наскального искусства Тассилин-Адджер – очень реалистичные сцены охоты. Рядом с животными изображены люди в масках с луками и стрелами.

Архаический период (8000 г. – 6000 г. до нашей эры). Появляются сильно стилизованные изображения людей, геометрические узоры. Фигуры с полукруглыми безликими головами, как будто плавающие в пространстве, похожи на инопланетян и многими считаются доказательством древних контактов с неземными цивилизациями. В одном месте изображены женщины с поднятыми над головой руками, поклоняющиеся гигантской фигуре. Известны две гигантские бесформенные фигуры с круглыми головами, 3 и 5 метров высотой.

Предки туарегов

Период домашних животных (4500-2500 г. до нашей эры), к которому относятся большинство картин. Леса в это время уступили место саваннам. Место диких животных занимают изображения крупного рогатого скота, коз и овец. Иногда в нарисованных стадах насчитывается более сотни фигур. Изображение быков и баранов с солнечным диском между рогов говорит о существовании культа Солнца и возможном культурном влиянии Египта. Также появляются сцены повседневной деятельности людей, выполненные в очень художественной и утонченной манере. Создателями этих рисунков были кочевники-скотоводы. Наступление пустыни заставило их уйти на юг.

Около 1200 года до н.э. в Сахаре появились лошади и колесницы. Местность становилась все менее пригодной для жилья, поэтому возникла необходимость в транспортных средствах, способных доставлять людей и грузы через обширные пустынные участки. Этому периоду свойственны изображения колесниц и сопровождающих их человеческих фигур. Мужчины изображались в широких плащах, женщины – в колоколообразных юбках.

После окончательной победы пустыни в начале нашей эры (200 - 700 г. нашей эры) более выносливые верблюды заменили лошадей в качестве вьючных животных. Последние по времени изображения – грубые рисунки верблюдов, сделанные, возможно, предками туарегов.

Каким образом эти рисунки смогли сохраниться так долго? Во-первых, их долговечности способствовал сухой и чистый воздух плато. Во-вторых, для нанесения изображений использовались стойкие краски, изготавливаемые из растолченного в порошок камня с добавлением яичного белка. В-третьих, поверхность песчаника, мягкая и податливая, способствует впитыванию красок.

Что за люди были древние художники, создавшие загадочные рисунки? Было ли это место священным? Какие ритуалы здесь совершались, каким богам поклонялись? На все эти вопросы нет ответа. Только таинственные изображения остались как память о тех временах, когда эти земли не были пустыней.

Добавить комментарий